Среда, 20 октября, 2021

Николай Гефт: немец, сражавшийся против фашистской Германии

Лето 1943 года. Для фашистской Германии дела на Восточном фронте складываются все хуже день ото дня. В лесах Украины и Белоруссии покоя не дают партизаны. Далее на odessayes.

Странная гибель фашистских кораблей

В те же дни, с некоторых пор какие-то странные вещи происходят в Одессе – важном стратегическом узле гитлеровцев на Черном море. По неизвестным причинам срываются под любым предлогом затягиваются сроки ремонта оборудования; а только что отремонтированные суда возвращаются из-за недоброкачественных материалов и деталей.

Но на этом беды оккупантов не заканчиваются, превращаясь уже в целую катастрофу. Уже, казалось бы, устранили и задержки, и качество оборудования достигнуто. Но уходящие из доков судоремонтного завода боевые суда не приходят в порт назначения. Уже потом стало известно, что в топку кораблей попадали специальные «угольки», разработанные профессором Одесского университета Эдуардом Ксаверьевичем Лопатто.

Один из таких эпизодов описан в сериале «Все, что было…». Рабочие порта слушают патефонную пластинку с песней «Я тоскую по Родине», которую исполняет Петр Лещенко. Параллельно с этим сам певец дает концерт в Русском театре. Два параллельных действия разрывает как бы на две части взрыв на только что отошедшем от причала судне. Возможно, это и был один из кораблей с «угольком» профессора Лопатто. В фильме об этом ничего не сказано, как и нет ни слова о профессоре и тех, кто снабжал суда смертоносным топливом.

Уже после освобождения многие одесситы узнали, что руководителем диверсий, распространения антифашистских листовок среди населения был главный инженер Судоремонтного завода Николай Артурович Гефт, одесский немец, погибший в борьбе против мирового зла, которое проповедовали его этнические соплеменники.

Война с фашизмом

Николай Гефт родился 17 мая  1911 года, в Одессе. Незадолго до войны его отца, этнического немца, арестовали, а потом освободили. Эти процессы дали хороший повод для части легенды, с которой Николая забросили в тыл врага, в Одессу: ненависть к Советской власти, которая несправедливо отнеслась к его отцу!

Немецкие корни дали о себе знать и в начале обороны Одессы его, грамотного и опытного инженера, вызвали в распоряжение Черноморского флота, однако вскоре его и семью выслали в Казахстан.

В январе 1942 Гефт оказался на строительных работах в Челябинске, где летом того же года ему предложили поступить (есть версия, что он сам подал ходатайство о работе в тылу врага) на службу в разведку, а после обучения в разведшколе в городе Энгельс, в 1943 года он оказался в родной Одессе. 

В родной Одессе и на польской земле

При содействии отца Гефт поступил на должность инженера в организацию по ремонту немецких военных кораблей, получил допуск на завод и в Одесский порт, что дало ему хорошую возможность вести подрывную деятельность. Приступив сразу к работе и показав свою добросовестность и лояльность оккупационным властям, Гефт быстро завоевал их доверие. В марте 1944 года Николая Артуровича назначили главным инженером судоремонтного завода № 1. В этой должности он пробыл до освобождения Одессы.

Весной 1944 года, когда разъяренные оккупанты, чувствуя неизбежность оставления Одессы, подготовили к угону в Германию опытных сотрудников судоремонтного завода, Гефту удалось освободить несколько сот человек. Его группе также удалось спасти от взрыва Одесский порт.

После освобождения Одессы Гефт во главе разведывательно-диверсионной группы «Авангард» был направлен на территорию Польши. В одном из боев 25 августа 1944 года группа Гефта оказалась в окружение, сам командир и трое его бойцов погибли.

Одесситы знают о подвиге их земляка, его именем названа улица, на здании Мариинской гимназии (бывшей трудовой школы № 3), где он учился, установлена мемориальная доска. В дни праздников и мемориальных мероприятий на его могилу на Аллее Славы ложатся букеты цветов от благодарных одесситов.