Четверг, 28 марта, 2024

Приключения императора Александра Второго и его сына на Одесской железной дороге

В развитии Одессы, не говоря уже о ее рождении, участвовали многие представители правящей в России династии Романовых. Константин Константинович, князь-поэт, внук императора Николая Первого, был попечителем Одесского артиллерийского училища. Он лично следил за его созданием. Кстати тот самый император стал первым представителем Дома Романовых, кто посетил Одессу. Было это в 1816 году, правда, в ту пору он был пока еще Великим князем и пока еще не наследником престола… Больше на odessayes.com.ua.

Происшествие в окрестностях станции Жмеринка

Прошло некоторое время, наступил 1879 год. В Одессу направился сын Николая Первого и дядя Великого князя поэта — император Александр Второй. Железнодорожный состав, который отправился из Петербурга, подъезжал к станции Жмеринка. Для встречи императора туда направилась солидная делегация работников железной дороги. Императора встречающие, конечно, дождались. Но прибыл он на станцию пешком. Оказалось, что недалеко от Жмеринки императорский состав сошел с рельсов. 

Придя на станцию, самодержец поинтересовался, что же на самом деле стало причиной инцидента. Ему объяснили техническую сторону вопроса и, убедившись, что причина задержки носила, действительно, техногенный характер, император проследовал дальше на юг.

В той истории был один тревожный для Александра Первого момент. Дело в том, что до этого он не раз становился объектом покушения на свою жизнь. В апреле 1866 г. его пытался убить революционер Каракозов, а год спустя — Антон Березовский, участник польского народно-освободительного движения. К счастью для монарха, после тех страшных для себя событий он остался жив. 

В 1879 году, убедившись, что никакого злого умысла в аварии поезда не было, император, по словам графа Витте, отнесся ко всему “чрезвычайно добродушно”.

И все же рука террористов добралась до Александра Второго. В 1881 году покушение на него все-таки удалось и царь погиб… На престол взошел его сын — Александр Третий. 

Опасения предпоследнего императора

Здание одесского вокзала в 1879 году

Новый самодержец, как и отец, очень боялся покушений. Первое время, уже будучи обладателем верховной власти, он никуда не выезжал из своего дворца в Гатчине. Но дела государства заставили его перемещаться. 

Предпоследний российский император в Одессе никогда не был, но по Одесской железной дороге ездил. В 1889 году возле станции Борки поезд набрал большую скорость, а паровоз раскачался настолько, что повредил рельсы. Весь состав рухнул с насыпи.  

В тот момент император принимал пищу в столовом вагоне. Почувствовав что-то необычное, он быстро вскочил на ноги и успел подставить свои довольно крепкие спину и плечи под крышу, которая падала на тех, кто был рядом. Благодаря такой решительности, было спасено несколько жизней, в том числе и императорская.

Когда ситуация немного разрядилась, император, по воспоминаниям графа Сергея Витте, вышел из разрушенного вагона, успокоил все, кто находился рядом и даже оказал помощь пострадавшим. 

К счастью, катастрофа в Борках не привела к гибели людей. Только несколько человек получили незначительные ранения. Наказания никто не понес, однако, санкции все же появились. Был уволен с должности министр путей сообщения. Отправили в отставку начальника управления того участка железной дороги, на которой произошло ЧП. По поводу этого решения многие работники сожалели, поскольку В. Салов, работавший на этой должности, был умным и образованным инженером-путейцем. 

В самой Одессе неоднократно бывал Николай Второй, который лично присутствовал на ст. Одесса-Товарная в 1904 году во время отправки войск на Дальний Восток для участния в войне с Японией. Этот факт, как и другие посещения Николаем Александровичем Романовым нашего города и его окрестностей, заслуживают отдельного описания. 

.,.,.,.