Среда, 20 октября, 2021

Мэрия Одессы отказывается ремонтировать бельгийские трамвайные остановки

В последнее время многие одесситы, особенно исследователи истории и культуры города выделяют среди его архитектурного достояния так называемые бельгийские остановки городского транспорта. Они представляют собой небольшие крытые павильоны, сделанные из камня или кирпича, пишет odessayes.com.ua.

К нашему времени в Одессе сохранилась 21 такая остановка, однако, десять из них приватизированы и зачастую перепрофилированы. Так, бывшая остановка на 9-й станции Большого фонтана, спроектированная архитектором Минкусом, служит сегодня продуктовым магазином.

А, например, одна из таких остановок, прописанная на углу улиц Чубаевской и Авдеева-Черноморского, находится в запущенном состоянии на территории частных владений. 

Остановки-памятники городу не нужны?

Сегодня стало известно, что руководство города отказалось от принятых ранее решений по реставрации старинных бельгийских трамвайных остановок. Таким образом, исполком горсовета намеревается признать потерявшим силу решение от 25 июля 2019 года, по которому ремонт остановок возлагался на городское управление охраны объектов культурного наследия.

В ту пору Павел Остапенко, который командовал этим подразделением городской инфраструктуры, уверенно заявил о предварительных расчетах, подготовке проекта решения и прочих достижениях.

Как сообщает пресс-служба горсовета, на ремонт остановок денег нет, а внебюджетного финансирования, на которое так надеялись, пока не нашлось.

Да, вопрос бюджета, финансирования, денег становится все более острым. Ремонт остановок-павильонов может вполне уступить место реконструкции какой-нибудь школы. 

А деньги-то можно найти

Попробуем подойти к вопросу иначе. В первой декаде декабря появилось сообщение о том, что в мэрии города собираются закупать 11 автомобилей “Renault Sandero” за 5,1 миллиона гривен, то есть оплатить за единицу товара 450 000 гривен. Не вдаваясь в подробность, что стоимость покупки завышена, просто зададимся вопросом, насколько важна сегодня именно эта статья расхода.

Не секрет, что сегодня по городу создаются крытые остановочные крытые комплексы, насыщенные рекламой. Наверное, они удобны. Однозначно — они нужны. Но при этом, также однозначно, не стоит забывать о старине, которая — часть истории города. И старинные павильоны остановок — тоже.

Конечно, скажет иной обыватель, какая разница? Разницы нет, если речь не идет о сохранении исторического облика, о прекращении “закадорривания” (он названия стройфирмы “Кадорр”) города. Ведь дома строятся, жилплощади возрастают. Но зачастую это идет в ущерб старине и вразрез с европейскими концепциями сохранения исторического облика центра городов.

Впрочем, отчаиваться, наверное, не стоит: в конце января 2019 года в государственный реестр недвижимых памятников архитектуры местного значения единым комплексом вписали четыре такие остановки на даче Ковалевского и Фонтанской дороге. Тогда же было внесено предложение о подобных мерах по отношению к другим остановочным павильонам, в частности, на Люстдорфской дороге, 6 (возле центрального входа 2-го Христианского кладбища), улице Маразлиевской, 1/4 (Специальный летний павильон трамвайной станции типа № 1, построенный по проекту архитекторов Минкуса и Белкина).